История чемодана

История чемоданов: все свое ношу с собой

lazy

Войны, стихия, неурожай – с глубокой древности все это за­ставляло людей перемещаться. А теперь все мы еще и путеше­ствуем. Так что проблема багажа как стояла перед человеком во времена Ноя, так стоит и теперь. Животные способны нести какое-то время в зубах кусок мяса (собаки) или любимых детенышей (сумчатые). У передвигающегося в пространстве человека все ина­че: достаточно взглянуть на людей в аэропорту. «Все мое ношу с собой», – гово­рил Биант, один из великих семи мудрецов Древней Греции. Когда персы подошли к Приене и греки стали в панике покидать город, пы­таясь унести с собой самое ценное, он шел с пустыми руками. А на во­просы удивленных сограждан от­вечал: «Omnia mea mecumporto» (все свое ношу с собой). Считается, что Биант имел в виду, что чувства собственного досто­инства и знаний достаточно, что­бы не пропасть в любой ситуации. Но сам Биант другим своим изрече­нием пояснил: «Единственная веч­ная собственность – это мудрость». А разве мудрость не предполагает иметь при себе все, что необходимо в данный момент? Чтобы иметь все для более или менее небольшого путешествия, существует несколько видов тары. Прежде всего, это, конечно, чемоданы. Их делают из кожи, фибры, текстиля, металла, синтетических материалов и даже дерева, и они чаще всего имеют жесткую кон­струкцию.

Современные чемоданы отличаются от старых аналогов ма­териалами, наличием колесиков и выдвигающейся ручки.

Разновидности чемодана – порт­фель и кейс, который также называ­ют дипломатом. Он предназначен для коротких поездок налегке – только документы и, может быть, зубная щетка с расческой. Дипло­мат всегда имеет жесткий каркас, а портфель – мягкую форму.

История чемоданов

Есть основания полагать, что во времена палеолита люди хранили вещи в коробах из древесной коры. Потом они начали делать деревян­ные ящики с крышками, а позд­нее – сундуки. Их делали из дерева, бронзы, золота и серебра и украша­ли текстами, орнаментом и драго­ценными камнями. Сундуки были важнейшей частью интерьера, на них сидели, спали, ели и т. д. В них же хранили вещи. В Египте при фараонах использова­ли несколько видов сундуков, один из них – саркофаг с передвигаю­щейся крышкой.

В Средние века у сундуков поя­вились встроенные замки с секре­том – в дорогих моделях, а в моделях попроще – навесные замки. Ларцы – небольшие сундучки из дерева или благородных металлов – тоже были очень удобны, например, для хра­нения денег или драгоценностей. Изменения в способе и скорости передвижения сказывались на фор­ме багажа. С появлением конных экипажей сундуки начали прикре­плять ремнями, и в XVI–XVII вв. для перевозки багажа стали исполь­зовать более практичные фанер­ные фанер­ные ящики, обитые металлом. Это были прочные конструкции, запи­рающиеся сразу на несколько зам­ков и обтянутые кожей. Альтерна­тивой были такие же по форме и размерам плетеные ящики, укре­пленные изнутри плотной тканью.

История чемоданов: все свое ношу с собой

С появлением в начале XIX века железнодорожного сообщения люди начали чаще путешество­вать – ездить в гости, менять место жительства или просто смотреть на мир. А багаж становился более ком­пактным и легким. В 1858 году Луи Виттон со­здал чемодан с плоской крышкой. Его металличе­ские уголки значительно продлевали жизнь вещи.

В 1897 англичанин Дэвид Нелкен основал компанию по производству дорожных чемоданов Globe-Trotter. Их каркас был сделан вручную из ясеня, сверху крепился лист фибры, потом все это обтягивалось кожей. Почитателей этих чемоданов среди англичан, известных своей любо­вью к путешествиям, было множе­ство, среди них – Уинстон Черчилль, первый покоритель Эвере­ста Эдмунд Хиллари, герцог Эдин­бургский, первооткрыватель Юж­ного полюса Руаль Амундсен.

Для морских путешествий или дальних путешествий со сменой транспортных средств предна­значались кофры – большие очень прочные жесткие чемоданы-сун­дуки со множеством отделений внутри – для вешалок, обуви, с открывающимися и выдвижны­ми отделениями и т. д. Это был мобильный шкаф. Кофры были снабжены металлическими угол­ками и скобами вокруг, солид­ными замками и ручками с двух сторон – нести такую тяжесть под силу было только двум грузчикам.

Чемоданы: красиво и удобно

В 1920-х гг. глава американ­ской компании Shwayder Trunk Manufacturer Company (с 1962 года – Samsonite) Джесси Швейдер пред­ложил путешественникам новую идею – сортировать вещи по чемо­данам, сумкам, саквояжам и кей­сам. И тут же выпустил комплект из нескольких предметов. В 1941 году он же представил первую коллекция дамских чемода­нов, внутренние стенки кото­рых были обшиты цветным шелковым атласом.

В 1931 году дизайнеры французского бренда Goyard запатентовали чемодан-бюро с раскладным письменным столом. В 1937 году для пилотов авиа­компании Lufthansa немецкий производитель сумок Rimowa со­здал чемодан из алюминия.

В 1972 году Бернард Дэвид Садоу, сотрудник компании United States Luggage, запатентовал первый че­модан на колесах. Рассказывают, что, возвращаясь с женой с остро­ва Аруба, во время прохождения па­спортного контроля в аэропорту он заметил проезжающую мимо тележ­ку. Нагруженная доверху багажом, она легко сохраняла маневренность. Садоу прикрепил к днищу четыре маленьких колесика и протянул ре­мешок через ручку чемодана – полу­чился катящийся чемодан.

В конце 1987 году Роберт Плат, пи­лот американских авиалиний Northwest Airlines, придумал чемо­дан с двумя колесиками и выдвиж­ной ручкой. В 1991 году он офици­ально запатентовал изобретение, уволился из Northwest Airlines и ос­ ос­новал собственную компанию по производству чемоданов – Travelpro.

Чемоданы: новая эра

В 1997 году Дэвид Садоу запатен­товал чемодан с двойными стенка­ми и воздушной подушкой между ними, который обеспечивал защиту электронного оборудования во вре­мя перевозки. А в 2001 году он же об­народовал The max system, иннова­цию, которая заключалась в ручке. Теперь багаж можно было катить, как санки. Отныне чемоданы начи­нают все более походить на самосто­ятельное передвижное устройство.

С 2006 года Питер Едон занима­ется разработкой чемодана Fido luggage, способного передвигать­ся с помощью системы GPS: через электронный браслет передают­ся голосовые команды, а лазерные датчики фиксируют расстояние до объекта. При приближении к пред­мету чемодан останавливается, чтобы не столкнуться. Но это пока проект.

В 2008 году появился чемодан Power Assisted с колесиками, осна­щенными электромотором, – де­тище британской компании Live Luggage. Он самостоятельно ка­тится за владельцем, подстраива­ясь под скорость и размер его шага. В случае пропажи с чемодана от­правляется сообщение.

Дальше – больше: в 2009 году ком­пания Heys USA создает чемодан Biocase со встроенным биометри­ческим сканером, позволяющим открывать изделие только по отпе­чаткам пальцев.

В том же году ком­пания Samsonite совместно с Micro Mobility выпускает чемодан-само­кат Micro Scooter Case. Его задняя сторона оснащена откидной рамой с колесиком и ножным тормозом. Чемодан становится еще и сред­ством передвижения.

Японский дизайнер Вакаматсу уже несколько лет выпускает про­зрачные чемоданы, в которых лег­ко увидеть и найти вещь.

А британ­ская компания Euro Spy Shop делает чемоданы с дистанционным управ­лением и датчиком с электрошоком на случай взлома.

Американские астронавты бра­ли с собой на Луну чемодан фирмы Zero Halliburton из авиационного алюминия. Такие чемоданы устой­чивы к воде, механическим воз­действиям и выдерживают огром­ные перепады температуры.

Итальянская компания Piquardo делает чемоданы из эластично­го поликарбоната. В случае удара деформация исчезает за несколь­ко минут.

Год назад компания Henk вы­пустила самый дорогой чемодан в мире. Он стоит около 20 тысяч дол­ларов и сделан из магния, алю­миния, титана, черного дерева и углеродного волокна, а кроме того, обшит конским волосом, паруси­ной и экзотической кожей. В колеса чемодана встроены электромоторы, которые срабатывают при неболь­шом наклоне, благодаря чему чемо­дан «понимает» направление пути. Но самое удивительное в нем то, что максимальное давление на ладонь не превышает 25 граммов!

Однако путешество­вать можно и с узелком – по крайней мере, всегда мож­но сесть! Об этом иногда дума­ешь, когда отменяют рейсы са­молетов. Правда, голландская компания Travel Teq уже выпусти­ла чемоданы, на которых можно сидеть: они могут превращаться в стул. И у них есть еще одно преи­мущество перед узелками – встро­енная звуковая система!