Войны, стихия, неурожай – с глубокой древности все это заставляло людей перемещаться. А теперь все мы еще и путешествуем. Так что проблема багажа как стояла перед человеком во времена Ноя, так стоит и теперь. Животные способны нести какое-то время в зубах кусок мяса (собаки) или любимых детенышей (сумчатые). У передвигающегося в пространстве человека все иначе: достаточно взглянуть на людей в аэропорту. «Все мое ношу с собой», – говорил Биант, один из великих семи мудрецов Древней Греции. Когда персы подошли к Приене и греки стали в панике покидать город, пытаясь унести с собой самое ценное, он шел с пустыми руками. А на вопросы удивленных сограждан отвечал: «Omnia mea mecumporto» (все свое ношу с собой). Считается, что Биант имел в виду, что чувства собственного достоинства и знаний достаточно, чтобы не пропасть в любой ситуации. Но сам Биант другим своим изречением пояснил: «Единственная вечная собственность – это мудрость». А разве мудрость не предполагает иметь при себе все, что необходимо в данный момент? Чтобы иметь все для более или менее небольшого путешествия, существует несколько видов тары. Прежде всего, это, конечно, чемоданы. Их делают из кожи, фибры, текстиля, металла, синтетических материалов и даже дерева, и они чаще всего имеют жесткую конструкцию.
Современные чемоданы отличаются от старых аналогов материалами, наличием колесиков и выдвигающейся ручки.
Разновидности чемодана – портфель и кейс, который также называют дипломатом. Он предназначен для коротких поездок налегке – только документы и, может быть, зубная щетка с расческой. Дипломат всегда имеет жесткий каркас, а портфель – мягкую форму.
История чемоданов
Есть основания полагать, что во времена палеолита люди хранили вещи в коробах из древесной коры. Потом они начали делать деревянные ящики с крышками, а позднее – сундуки. Их делали из дерева, бронзы, золота и серебра и украшали текстами, орнаментом и драгоценными камнями. Сундуки были важнейшей частью интерьера, на них сидели, спали, ели и т. д. В них же хранили вещи. В Египте при фараонах использовали несколько видов сундуков, один из них – саркофаг с передвигающейся крышкой.
В Средние века у сундуков появились встроенные замки с секретом – в дорогих моделях, а в моделях попроще – навесные замки. Ларцы – небольшие сундучки из дерева или благородных металлов – тоже были очень удобны, например, для хранения денег или драгоценностей. Изменения в способе и скорости передвижения сказывались на форме багажа. С появлением конных экипажей сундуки начали прикреплять ремнями, и в XVI–XVII вв. для перевозки багажа стали использовать более практичные фанерные фанерные ящики, обитые металлом. Это были прочные конструкции, запирающиеся сразу на несколько замков и обтянутые кожей. Альтернативой были такие же по форме и размерам плетеные ящики, укрепленные изнутри плотной тканью.
С появлением в начале XIX века железнодорожного сообщения люди начали чаще путешествовать – ездить в гости, менять место жительства или просто смотреть на мир. А багаж становился более компактным и легким. В 1858 году Луи Виттон создал чемодан с плоской крышкой. Его металлические уголки значительно продлевали жизнь вещи.
В 1897 англичанин Дэвид Нелкен основал компанию по производству дорожных чемоданов Globe-Trotter. Их каркас был сделан вручную из ясеня, сверху крепился лист фибры, потом все это обтягивалось кожей. Почитателей этих чемоданов среди англичан, известных своей любовью к путешествиям, было множество, среди них – Уинстон Черчилль, первый покоритель Эвереста Эдмунд Хиллари, герцог Эдинбургский, первооткрыватель Южного полюса Руаль Амундсен.
Для морских путешествий или дальних путешествий со сменой транспортных средств предназначались кофры – большие очень прочные жесткие чемоданы-сундуки со множеством отделений внутри – для вешалок, обуви, с открывающимися и выдвижными отделениями и т. д. Это был мобильный шкаф. Кофры были снабжены металлическими уголками и скобами вокруг, солидными замками и ручками с двух сторон – нести такую тяжесть под силу было только двум грузчикам.
Чемоданы: красиво и удобно
В 1920-х гг. глава американской компании Shwayder Trunk Manufacturer Company (с 1962 года – Samsonite) Джесси Швейдер предложил путешественникам новую идею – сортировать вещи по чемоданам, сумкам, саквояжам и кейсам. И тут же выпустил комплект из нескольких предметов. В 1941 году он же представил первую коллекция дамских чемоданов, внутренние стенки которых были обшиты цветным шелковым атласом.
В 1931 году дизайнеры французского бренда Goyard запатентовали чемодан-бюро с раскладным письменным столом. В 1937 году для пилотов авиакомпании Lufthansa немецкий производитель сумок Rimowa создал чемодан из алюминия.
В 1972 году Бернард Дэвид Садоу, сотрудник компании United States Luggage, запатентовал первый чемодан на колесах. Рассказывают, что, возвращаясь с женой с острова Аруба, во время прохождения паспортного контроля в аэропорту он заметил проезжающую мимо тележку. Нагруженная доверху багажом, она легко сохраняла маневренность. Садоу прикрепил к днищу четыре маленьких колесика и протянул ремешок через ручку чемодана – получился катящийся чемодан.
В конце 1987 году Роберт Плат, пилот американских авиалиний Northwest Airlines, придумал чемодан с двумя колесиками и выдвижной ручкой. В 1991 году он официально запатентовал изобретение, уволился из Northwest Airlines и ос основал собственную компанию по производству чемоданов – Travelpro.
Чемоданы: новая эра
В 1997 году Дэвид Садоу запатентовал чемодан с двойными стенками и воздушной подушкой между ними, который обеспечивал защиту электронного оборудования во время перевозки. А в 2001 году он же обнародовал The max system, инновацию, которая заключалась в ручке. Теперь багаж можно было катить, как санки. Отныне чемоданы начинают все более походить на самостоятельное передвижное устройство.
С 2006 года Питер Едон занимается разработкой чемодана Fido luggage, способного передвигаться с помощью системы GPS: через электронный браслет передаются голосовые команды, а лазерные датчики фиксируют расстояние до объекта. При приближении к предмету чемодан останавливается, чтобы не столкнуться. Но это пока проект.
В 2008 году появился чемодан Power Assisted с колесиками, оснащенными электромотором, – детище британской компании Live Luggage. Он самостоятельно катится за владельцем, подстраиваясь под скорость и размер его шага. В случае пропажи с чемодана отправляется сообщение.
Дальше – больше: в 2009 году компания Heys USA создает чемодан Biocase со встроенным биометрическим сканером, позволяющим открывать изделие только по отпечаткам пальцев.
В том же году компания Samsonite совместно с Micro Mobility выпускает чемодан-самокат Micro Scooter Case. Его задняя сторона оснащена откидной рамой с колесиком и ножным тормозом. Чемодан становится еще и средством передвижения.
Японский дизайнер Вакаматсу уже несколько лет выпускает прозрачные чемоданы, в которых легко увидеть и найти вещь.
А британская компания Euro Spy Shop делает чемоданы с дистанционным управлением и датчиком с электрошоком на случай взлома.
Американские астронавты брали с собой на Луну чемодан фирмы Zero Halliburton из авиационного алюминия. Такие чемоданы устойчивы к воде, механическим воздействиям и выдерживают огромные перепады температуры.
Итальянская компания Piquardo делает чемоданы из эластичного поликарбоната. В случае удара деформация исчезает за несколько минут.
Год назад компания Henk выпустила самый дорогой чемодан в мире. Он стоит около 20 тысяч долларов и сделан из магния, алюминия, титана, черного дерева и углеродного волокна, а кроме того, обшит конским волосом, парусиной и экзотической кожей. В колеса чемодана встроены электромоторы, которые срабатывают при небольшом наклоне, благодаря чему чемодан «понимает» направление пути. Но самое удивительное в нем то, что максимальное давление на ладонь не превышает 25 граммов!
Однако путешествовать можно и с узелком – по крайней мере, всегда можно сесть! Об этом иногда думаешь, когда отменяют рейсы самолетов. Правда, голландская компания Travel Teq уже выпустила чемоданы, на которых можно сидеть: они могут превращаться в стул. И у них есть еще одно преимущество перед узелками – встроенная звуковая система!